A A A A
A A A
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Направления деятельности

Доклад министра

Доклад министра образования Рязанской области Е.И. Буняшиной

на расширенном заседании коллегии министерства образования

Рязанской области 14.02.2013 года

«О результатах работы министерства образования Рязанской области в 2012 году

и основных направлениях деятельности в 2013 году»

 Уважаемые члены коллеги!

Уважаемые гости!

* * *

 Традиционно в феврале каждого года наше министерство подводит итоги, обозначает стратегическую цель развития образования Рязанской области и определяет основные задачи по ее достижению, делая это в открытом, расширенном формате.

2012 год – стал годом, во многом определившем основные направления развития образования на ближайшую и долгосрочную перспективы. Это год принятия ряда основополагающих стратегических документов федерального и регионального уровней, содержащих приоритеты государственной политики в сфере образования.

Нормативные правовые документы и ориентиры 2012 года стали основой для организации нашей совместной работы в текущем году.

Именно поэтому в рамках сегодняшнего доклада мне хотелось бы обратить Ваше внимание на те направления работы, которым предстоит уделить особое внимание в 2013 году в связи с изменениями в российском законодательстве.

Самым значимым событием прошедшего года в сфере образования следует признать подписание Президентом России нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который концептуально заменил действующие законодательные акты с учетом мировых тенденций и государственной политики модернизации отечественного образования.

Среди наиболее важных изменений – передача федеральных полномочий, которая коснулась как регионального, так и муниципального уровней.

Так, в 2013 году в системе дошкольного образования планируются серьезные изменения.

Теперь это самостоятельный уровень образования, а обеспечение государственных гарантий реализации прав на его получение в муниципальных дошкольных образовательных организациях (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в новом федеральном законе отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Помимо этого, в 2013 году важным является вопрос внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного образования, которые будут приняты во втором полугодии 2013 года. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные организации перейдут на нормативное финансирование расходов на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования. Соответственно, уже сейчас готовится нормативно-правовая база, закрепляющая нормативные затраты субъекта и муниципальных бюджетов.

Еще одна серьезная задача, поставленная руководством страны - введение во всех муниципальных образованиях региона электронного реестра для постановки детей на учет в очередь в дошкольные образовательные учреждения.

Актуальным направлением нашей работы является модернизация общего образования. Уже неоднократно, в том числе и в текущем году, мы обсуждали ее итоги и социальные эффекты за 2012 год.

Именно по этой причине мы сегодня не будем подробно рассматривать данный вопрос, но хотели бы обратить внимание руководителей муниципальных органов управления образованием на необходимость утверждения комплекса мер по модернизации муниципальных систем общего образования как одного из условий получения финансовых средств.

При этом важно учитывать, что если в 2011 - 2012 годах большое значение в рамках модернизации мы придавали укреплению материально-технической базы образовательных учреждений и введению федерального государственного стандарта начального общего образования, то в 2013 году и далее наши основные усилия должны быть направлены на повышение качества образования, эффективное использование созданных материальных ресурсов для решения данной задачи.

 Одной из основных форм оценки качества образования является государственная итоговая аттестации.

В 2012 году 74,3 % выпускников 9-х классов, принимавших участие в экзамене по русскому языку в новой форме, показали высокое качество знаний и получили отметки «4» и «5».

Однако результаты экзамена по математике показывают снижение качества знаний выпускников области в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом. Анализ результатов был проведён на всех уровнях.  В настоящее время важным является реальная коррекция работы учителей по подготовке учащихся к итоговой аттестации в связи с тем, что в этом году экзамены по русскому языку и математике все выпускники 9 классов будут сдавать в новой форме.

Средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2012 году остался практически на уровне предыдущего года (63,6), по математике уменьшился на 3,3 балла.

По сравнению с собственными показателями прошлого года среднеобластной балл ЕГЭ в 2012 году повысился по истории, биологии. По остальным предметам отмечается уменьшение среднего балла, причем самое существенное по немецкому языку на 11,9, по физике на 5,8, по английскому языку на 5,2.

В 2012 году не набрали минимального количества баллов по русскому языку 0,3 % участников ЕГЭ, по математике – 1,7 %, что лучше российских показателей.

Мы вынуждены констатировать и тот факт, что уровень и качество подготовки одаренных детей по итогам 2012 года снижены: только 1 человек в 2012 году стал призером заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (было 8-9 человек), 33 человека стали обладателями президентских премий по поддержке талантливой молодежи (было от 40 до 50 человек).

Таким образом, особого внимания сегодня заслуживает повышение качества подготовки обучающихся, контроль и поддержка тех, кто достигает высоких результатов. В этой связи считаем необходимым, на региональном уровне и в каждом   муниципалитете разработать комплексы мер по решению данной проблемы.

* * *

Уважаемые коллеги!

Анализ актуального состояния системы образования Рязанской области на предмет соответствия основным стратегическим ориентирам позволяет нам выделить проблемные направления, по которым необходимо в 2013 году активизировать работу. Одна из них – это развитие кадрового потенциала, повышение качества работы педагогов.    

* * *

За период 2011-2012 годов аттестацию на первую, высшую квалификационные категории и на соответствие занимаемой должности прошли 32,6 % учителей.

В таких районах, как  Клепиковский, Кораблинский, Пителинский, наблюдается достаточно высокая активность педагогов при аттестации на первую и высшую квалификационные категории.

Вместе с тем, в ряде муниципалитетов необходимо усиление работы в данном направлении. Прошу руководителей МОУО Сараевского, Милославского, Сасовского и Ермишинского районов обратить на это особое внимание. Кроме того, на уровне всех муниципалитетов следует совершенствовать деятельность по увеличению доли аттестующихся учителей.

Одной из форм роста качества работы педагогов является их участие в различных конкурсах профессионального мастерства. К сожалению, в ряде районов (они представлены на слайде) работа в этой сфере ведется недостаточно активно.

* * *

И в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», и в государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» большое значение уделяется вопросу обновления педагогического корпуса. Остановлюсь на этом аспекте подробнее.

За последние три года доля педагогов пенсионного возраста увеличилась с 21,7 до 24,8 % от общего количества педагогических работников. При этом в Пронском районе наблюдается их наибольшее количество – 36 %, в Ухоловском – наименьшее – 9,5 %.

Вместе с тем обновление педагогического корпуса происходит медленно.

В образовательных учреждениях региона сохраняется высокая потребность в кадрах. Так, по состоянию на конец 2012 года в общеобразовательных учреждения Рязанской области было представлено 180 вакантных мест (в 2010 г. – 182, в 2011 – 127 вакансий). Наибольшее число вакансий сохраняется в сельской местности.

Значительный рост количества вакантных мест за последние три года наблюдается в таких районах, как Михайловский, Сасовский, Скопинский, г. Сасово, г. Скопин.  Вместе с тем,  в ряде муниципальных образований  данный вопрос успешно решается, например, в Рязанском и Сапожковском, где школы полностью укомплектованы кадрами.

С каждым годом в систему образования для работы приходит все меньше молодых специалистов: с 2010 года в общеобразовательных учреждениях трудоустроились 412 выпускников, из которых только 97 чел. в 2012 году (2010 – 160 чел., 2011 – 155 чел.).

В этой связи хотелось бы отметить Путятинский и Рязанский районы, города Рязань и Скопин как муниципальные образования с наибольшим числом молодых педагогов, а Пителинский, Сапожковский, Шиловский, Кораблинский районы как муниципальные образования с низкими показателями в этой области.

Решать кадровую проблему возможно путем создания необходимых условий для привлечения в систему образования педагогических работников, повышения престижа профессии учителя. Уже в марте министерство совместно с РГУ планирует проведение ярмарки педагогических вакансий. Предложение по участию направлены во все муниципалитеты и необходимо продумать систему представления имеющихся вакансий: учебная нагрузка, зарплата, социальные льготы, жилищные условия, меры поддержки.

Многое уже сделано. В 2012 году в регионе велась активная работа по развитию кадрового потенциала.

 Я имею в виду повышение заработной платы педагогических работников, ипотечное кредитование молодых учителей, проведение оздоровительно-образовательных смен для педагогов Рязанской области,  сохранение в новом законодательстве прежних социальных гарантии работников образования.

Кроме того, в 2012 году увеличилось количество муниципальных образований, в которых  действуют единовременные выплаты молодым специалистам при приеме на работу и ежемесячные доплаты к заработной плате.

Вместе тем, указанных мер недостаточно.

В 2013 году нам предстоит продолжить начатую работу, придав ей дополнительный импульс развития.

В этой связи прошу руководителей всех муниципальных органов управления образованием разработать пятилетние планы по обеспечению кадрами образовательных учреждений.

Всем нам необходимо создать условия для притока молодежи в систему образования региона, в том числе через подписание контракта со студентами, поступившими в вузы по целевому приему.

Правовые нормы целевого приемы определены в статье 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В 2013 году будут установлены порядок заключения договора о целевом приеме и обучении, а также их типовые формы.

Вопрос «старения» кадров касается не только учителей, но и руководителей образовательных учреждений. В целях обеспечения стабильного функционирования системы нам необходимо иметь и постоянно обновлять кадровый резерв, возобновить работу школ будущих руководителей.

Об актуальности совершенствования кадровой политики свидетельствует наличие отдельного мероприятия «Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей» в рамках государственной программы «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», где в качестве приоритетной задачи предполагается обновление состава и компетенций педагогических кадров.

Для этого  планируется:

- введение стандартов профессиональной деятельности для педагогов и руководителей образовательных организаций и основанных на данных стандартах систем оплаты труда и аттестации;

- развитие механизмов привлечения на работу в организации общего  образования  и дополнительного образования детей лучших выпускников вузов и талантливых специалистов;

- введение контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности, а также профессиональных педагогических степеней и статусов.

В настоящее время министерством образования Рязанской области разработан проект «дорожной карты» структурных изменений в сфере образования, который предполагает заключение с руководителями образовательных учреждений так называемых «эффективных контрактов», т.е. дополнительных соглашений к трудовому договору, предполагающих определенные стандарты учета эффективности их деятельность.

* * *

Новый закон «Об образовании в Российской  Федерации» уделяет большое внимание  воспитанию  как деятельности, направленной  на развитие личности, создание условий для самоопределения  и социализации  обучающегося.

Развитие личности ребенка – основная цель  системы дополнительного образования. Одним из приоритетных структурных преобразований  в социальной сфере  в 2013 году является разработка региональных программ развития дополнительного образования детей, которому в 2013 году в Рязанской области исполняется 95 лет.

В настоящее время система дополнительного образования детей характеризуется остротой проблем:

- здания 39 муниципальных учреждений  ДОД нуждаются в капитальном ремонте;

- 5 областных учреждений не имеют своих помещений;

- в учреждениях отсутствует автотранспорт, соответствующий лицензионным требованиям по перевозке детей.

Данная ситуация требует принятия мер, таких как развитие инфраструктуры данной сферы, создание и развитие программ дополнительного образования детей, реализуемых общеобразовательными учреждениями совместно с учреждениями культуры и искусства, вузами, научными организациями в части популяризации науки, развития математического образования.

Уважаемые коллеги!

2013 год в Рязанской области объявлен годом музеев и завтра состоится его открытие. Обращаем ваше внимание на активизацию работы по проведению музейных уроков, использования потенциала наших музеев во внеклассной работе.

 

      Создание условий для самоопределения  ребенка - одна из основных задач детского общественного движения. Увеличение количества детских общественных объединений, ставящих перед собой цель пропаганды нравственных ценностей, формирование здорового образа жизни и активной гражданской позиции, социализации детей, реализация  программ,  нацеленных на профессиональную  ориентацию школьников –  сегодня задача  № 1.

      Социализация обучающегося  как целая система  обучения и привития навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе,  невозможна  без формирования основ здорового и безопасного образа жизни, профилактики вредных привычек.

На фоне роста количества спортивно-оздоровительных мероприятий, ряд показателей 2012 года вызывают особую тревогу:

- на 12 % произошел рост количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними. До 2012 года в течение 6 лет  шло снижение;

- на 14,2  % произошел рост количества ДТП с участием детей (в.т.ч. погибли 17 детей (+ 30%), ранено 315 детей (+10%).

Это означает, что необходимо корректировать систему воспитательной работы, менять используемые формы и методы. В основе должен быть глубокий анализ реальной ситуации в образовательном учреждении, муниципалитете.

Организация отдыха и оздоровления, занятости детей –серьезный фактор формирования здорового образа жизни школьников и их социализации. В этой связи задачей муниципальных органов управления образованием в 2013 году является повышение качества  воспитательной работы в лагерях с дневным пребыванием детей, возрождение трудовых лагерей, обеспечение занятости детей группы риска в свободное время.

* * *

  Качество и эффективность образования в регионе должно обеспечиваться не отдельными учебными заведениями, а их целостной системой. Особенно это актуально по отношению к системе профессионального образования, так как указанная тенденция продиктована требованиями экономически целесообразного использования всех типов ресурсов.

В 2012 году продолжалась работа по оптимизации и модернизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования.

Необходимость изменения структуры сети учреждений профессионального образования связано с необходимостью устранения разрыва между потребностями рынка труда с одной стороны и объемом и структурой подготовки квалифицированных кадров учреждениями профессионального образования региона с другой стороны.

Помимо этого в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует уровень начального профессионального образования.

В связи с этим повышен статус учреждений начального профессионального образования, осуществлены перевод их на уровень среднего профессионального образования, либо присоединение к учреждениям среднего профессионального образования.

Такая форма интеграции, создание многоуровневых и многопрофильных образовательных учреждений позволит расширить их возможности по реализации непрерывного профессионального образования посредством преемственности профессиональных образовательных программ.

Помимо этого в Рязанской области ведется работа по организации сетевого взаимодействия учреждений по реализации образовательных программ, проводятся работы по созданию мониторинговой системы «Электронный колледж».

При этом основное внимание в 2013 году будет направлено на формирование современной системы профориентации, повышение качества профессионального образования, в том числе на формирование внешней оценки качества образования и востребованности образовательных услуг, а также новых принципов распределения государственного задания на подготовку кадров.

В ближайшие 5 лет перечень реализуемых образовательных программ  ссузами будет  изменяться в соответствии с региональным заказом, который формируется совместно министерством экономического развития и торговли и министерством труда и занятости Рязанской области.

           С 2013 года право на обучение в условиях целевого приема в вузы, получат только те  граждане, которые заключат договор о целевом обучении. Существенными условиями договора являются: меры социальной поддержки и обязательства по трудоустройству.

Происходящие процессы будут способствовать созданию в Рязанской области единого образовательного пространства профессионального образования и его эффективной работе.

 Уважаемые коллеги!

 Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, воспитания детей продолжают широко обсуждаться в обществе, стоят на постоянном контроле органов государственной  власти.

В 2013 году в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрена реализация целого комплекса мер, направленного на развитие семейного воспитания сирот, а именно:

- создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки российских граждан желающих воспитывать детей-сирот, а также упрощение процедуры передачи детей на воспитание в семьи;

- оказание детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на воспитании в семьях, бесплатной медицинской помощи всех видов, включая специализированную и высокотехнологичную;

- предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей;

- значительное увеличение размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, размер которого в настоящее время составляет 13087 руб.;


- введение иных выплат и пособий усыновителям стимулирующего характера.

Уважаемые члены коллегии!

Уважаемые гости!

2012 год – стал годом, заложившим основу нашей дальнейшей работы. Многое уже сделано, но нам предстоит сделать еще больше. Главное – это совместная системная работа по достижению общих целей.

Мне хотелось бы поблагодарить Вас за внимание и еще раз обозначить основные задачи по развитию отрасли на 2013 год. Их решение позволит обеспечить доступное и качественное образование в соответствии с основными положениями федерального закона об образовании и других упомянутых мной сегодня документов, составляющих прогрессивную нормативную правовую основу дальнейшего развития образования.