A A A A
A A A

Об организации введения ФГОС ДО

Вопрос-ответ

Вопрос: Рособрнадзор в  письме от 07.02.2014 указывает на то, что переходный период на ФГОС ДО устанавливается до 1 января 2016 года. Означает ли это, что на разработку новых образовательных программ и других нормативно-правовых актов, связанных с внедрением ФГОС ДО, выделяется 2 года и до 2016 года можно  работать по текущим программам?

Ответ: В соответствии с частью 6 статьи 12 действующего ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Таким образом, с момента вступления в силу ФГОС ДО (с 1 января 2014 года) дошкольная организация обязана обеспечить соответствие своих образовательных программ его требованиям.

При этом  в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ жесткий контроль за переходом на новые образовательные программы к образовательным организациям применяться не должен. Именно об этом и пишет Рособрнадзор в письме от 07.02.2014 № 01-52-22/05-382, указывая на недопустимость соответствующих требований к дошкольным организациям в этот период.

В этом же письме Рособрнадзор, конкретизируя указанный период, ссылается на письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 10.01.2014 № 08-5.  Согласно данному письму в течение трех месяцев после утверждения проекта приказа Минобрнауки России, устанавливающего порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра, экспертизу пройдут не менее двух примерных основных образовательных программ дошкольного образования. С этого момента вышеупомянутый цикл завершится и уполномоченные государственные органы получат полное право требовать от дошкольной организации соответствия образовательной программы требованиям ФГОС ДО.

Таким образом, срок перехода ДОУ на ФГОС ДО определен периодом, начинающимся со дня включения в Реестр прошедших экспертизу Примерных основных образовательной программ (хотя бы одной) и завершающимся не позднее 1 января 2016 года.

Свои наименования и уставы дошкольные организации смогут дорабатывать и утверждать вплоть до декабря 2015 года, чтобы с 1 января 2016 года, согласно также упомянутой в письме Рособрнадзора части 5 статьи 108 Федерального закона  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обеспечить их полное соответствие требованиям данного Закона.

Вопрос:  Есть ли единый перечень нормативно – правовых актов, обеспечивающих введения ФГОС в образовательной организации?

Ответ:  Единый перечень нормативно-правовых актов в настоящее время находится в стадии разработки и согласно Плану действий по обеспечению введения ФГОС ДО, утвержденному Министерством образования и науки РФ (далее – План действий) будет сформирован к июню 2014 года.  Нормативно-правовое обеспечение будет включать документы федерального уровня, регионального, уровня учредителя образовательной организации, а также институционального уровня (уровня образовательной организации). На федеральном уровне в дополнение к ФГОС ДО будут разработаны Методические рекомендации по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования; письма Минобрнауки с разъяснениями по отдельным вопросам введения ФГОС ДО; порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования; примерные формы договоров на обучение по образовательным программам дошкольного образования, а также типовые формы локальных нормативно-правовых актов. Остальное нормативно-правовое обеспечение, которым должна руководствоваться образовательная организация, обеспечивается субъектами РФ,  учредителями образовательной организации и самой организацией.

Вопрос: Существует ли утвержденный федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования на основе ФГОС ДО?

Ответ:  На сегодняшний день реестр находится в стадии разработки. По Плану действий должен быть введен в действие в течение первого квартала 2014 года.

Вопрос:  На какие нормативные документы и/или методические рекомендации можно опираться при составлении или изменении образовательной программы дошкольной организации и Устава организации на основе ФГОС ДО?

Ответ:    Основанием для разработки (изменения) образовательных программ дошкольного образования является исключительно федеральный государственных образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Примерные программы дошкольного образования после прохождения экспертизы на соответствие ФГОС ДО и последующего включения в Федеральный реестр примерных образовательных программ могут быть использованы в качестве ориентира/методического основания для разработки основных образовательных программ. При составлении образовательной программы ДО также можно (но не обязательно) воспользоваться Методическими рекомендациями по разработке на основе ФГОС ДО основной образовательной программы дошкольного образования Минобрнауки, которые будут опубликованы ориентировочно в июле 2014 года.

Вопрос:  Существуют ли действующие нормативные требования или рекомендации с учетом ФГОС ДО по оформлению и ведению документации педагогических работников дошкольных организаций, которые необходимо предъявлять при проверках РОСОБРНАДЗОРА?

Ответ: Данный вопрос регламентируется нормативными документами Рособрнадзора, а также уполномоченными структурами в субъектах РФ. ФГОС ДО данный вопрос не регламентирует.

Вопрос: Будут ли даны методические рекомендации с требованиями ФГОС ДО по внесению изменений в должностные инструкции работников дошкольных организаций, изменению штатных расписаний?

Ответ:    В плане Минобранауки разработка таких методических рекомендаций не предусмотрена. Штатное расписание образовательной организации и должностные инструкции ее работников разрабатываются самой организацией с учетом условий и требований осуществляемой образовательной деятельности, а также реализуемых основных образовательных программ. Для кадрового обеспечения условий качественной реализации программ ФГОС ДО обозначает единственное требование – непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени их реализации в Организации или в Группе. При составлении штатного расписания образовательная организация может ориентироваться на Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады) определяются действующим Постановлением Минтруда РФ от 21.04.1993 № 88. При разработке должностных инструкций сотрудников образовательная организация может ориентироваться на "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н