A A A A
A A A

Модернизация региональной системы дошкольного образования в 2013 году

Аналитика

Эффекты модернизации

региональной  системы дошкольного образования Рязанской области

в 2013 году

 

Модернизация системы дошкольного образования в Рязанской области реализуется в рамках регионального плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы Рязанской области, направленные на повышение эффективности образования и науки» и долгосрочной целевой программы «Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 годы».

С целью своевременной корректировки «дорожной карты» министерством образования Рязанской области проводится ежемесячный мониторинг, позволяющий отслеживать информацию о количестве и структуре образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, контингенте обучающихся и их движении, о количестве и возрастном составе детей, ожидающих предоставления места в детских садах, а также других аспектах, характеризующих развитие системы дошкольного образования Рязанской области.

Сеть образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, в 2013 году включает 396 дошкольных образовательных учреждений, из которых 390 – муниципальные, 6 – негосударственные, и 134 дошкольные группы в составе 92 общеобразовательных школ. Можно отметить равномерное территориальное распределение дошкольных образовательных организаций по области: 240 организаций (49,2%) расположены в городах и населенных пунктах, имеющих статус городского поселения, 248 (50,8%) – в сельской местности. Кроме того, частным предпринимательством в сфере дошкольного образования занимаются 35 индивидуальных предпринимателей, которые организовали 19 частных центров развития и 18 мини-детских садов, осуществляющих развитие, присмотр и уход за детьми дошкольного возраста. Данные организации являются составной частью образовательного пространства Рязанской области.

До конца текущего года негосударственные дошкольные учреждения, имеющие лицензию на образовательную деятельность, финансируются за счет муниципальных бюджетов. В рамках программы развития дошкольного образования в городе Рязани предусмотрена ежегодная финансовая поддержка частных детских садов. В настоящее время в области разработан законопроект, предусматривающий предоставление с 1 января 2014 года частным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат на оплату труда и учебные расходы.

Ведется работа по развитию в регионе службы консультационного сопровождения и поддержки семейного воспитания. Растет сеть консультационных центров и групп кратковременного пребывания на базе муниципальных образовательных учреждений. В общей сложности их услугами пользуются около 1500 семей.

Важнейшим приоритетом региональной образовательной политики является обеспечение доступности качественного дошкольного образования. Численность детей, охваченных дошкольным образованием в Рязанской области,  с 2011 года по настоящее время выросла с 36 до 42  тысяч.

Главным социальным эффектом модернизации региональной системы дошкольного образования должно стать обеспечение 100-процентной доступности дошкольных образовательных услуг для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 1 января 2015 года. В 2013 году в Рязанской области для ликвидации очереди в дошкольные образовательные учреждения введено 1648 мест, в том числе 745 мест за счет строительства пяти детских садов в рамках федерального проекта «Модернизация региональных систем дошкольного образования», 903 -  за счёт средств региональных и муниципальных целевых программ.

         Однако проблема очередности в детские сады Рязанской области остается актуальной. Дефицит мест для дошкольников на 31 декабря 2013 года составил 2936, из них 715 – для детей в возрасте от 3 до 7 лет. С целью обеспечения получения объективной информации по дефициту мест в ДОУ и прозрачности процессов формирования очереди во всех муниципальных районах и городских округах Рязанской области введена «электронная очередь».

Важным социальным эффектом проекта является повышение престижа педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. За два года их заработная плата возросла в 1,5 раза. В 2013 году на повышение заработной платы из регионального бюджета было выделено 123,5 млн. рублей. По итогам 9 месяцев в среднем по региону она составила 15987,9 рублей (93,5% от целевого показателя, определённого указом Президента РФ). В результате в регионе увеличилось число молодых специалистов, пришедших на работу после окончания учреждений профобразования. Профессия воспитателя детского сада становится конкурентоспособной, о чем свидетельствует следующий факт – В Рязанском педагогическом колледже, впервые за последние годы, число поданных заявлений превысило число бюджетных мест.

В регионе ведётся большая работа по совершенствованию системы повышения квалификации педагогических работников ДОУ. Наряду с традиционными используются три новых формы: персонифицированная и накопительная системы повышения квалификации и дистанционное обучение.

С 2011 года на территории области работает федеральная стажировочная площадка по направлению «модернизация муниципальных систем дошкольного образования», в рамках которой прошли обучение 625 педагогических работников из Брянской, Тамбовской, Калужской, Тверской и Рязанской областей. В текущем году завершили обучение муниципальные команды Московской и Владимирской области.

         Вопросы координации выполнения комплекса мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования находятся на постоянном контроле в Правительстве Рязанской области. Создана рабочая группа, в состав которой вошли члены Правительства, руководители министерства образования, министерства финансов и министерства строительного комплекса, а также представители общественных организаций. Мониторинг реализации основных направлений проекта осуществляется еженедельно.

         Таким образом, целевые показатели, предусмотренные Соглашением, (количество созданных мест, численность детей, поставленных на учет для получения дошкольного образования, размер средней заработной платы педагогических работников дошкольных организаций, а также число педагогических и руководящих работников, повысивших квалификацию) регионом достигнуты в установленные сроки.