A A A A
A A A

Модернизация системы общего образования Рязанской области в 2011 году

Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Рязанской области

    Оснащение оборудованием кабинетов начальных классов опорных школ области

Одним из необходимых требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является создание материально-технических условий, необходимых для обеспечения комфортной развивающей образовательной среды в образовательном учреждении.

В сентябре 2011 года был проведен мониторинг мероприятий, осуществленных по данному направлению. Результаты показали, что в большинстве общеобразовательных учреждений проведен ремонт кабинетов начальных классов, закуплена новая мебель, соответствующая требованиям новых СанПиН.

Согласно пп. 25 и 27 приложения к приказу Минобрнауки РФ от 6 октября 2010 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» образовательное учреждение самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств обеспечивает оснащение образовательного процесса.

В Рязанской области часть средств субвенции из регионального бюджета, выделяемые на учебные расходы, образовательные учреждения направили на оснащение кабинетов первоклассников с целью создания условий для реализации ФГОС НОО. В результате школы области оснащены:
  • автоматизированными рабочими местами  учителя (90%);
  • автоматизированными рабочими местами ученика (24,4 %);
  • наглядно-демонстрационными пособиями (84,5%);
  • раздаточно - дидактическим материалом (80%).

В ходе реализации долгосрочной целевой программы «Укрепление  материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011-2013 годы» по мероприятию «Оснащение образовательных учреждений учебно-лабораторным, спортивным, технологическим оборудованием, мебелью» из средств регионального бюджета в опорные школы области были поставлены кабинеты начальных классов.

С целью изучения своевременности поставки оборудования, комплектности кабинета и его фактического использования на начало учебного года, а также реализации федерального государственного стандарта начального общего образования на территории  нашего региона в целом министерством образования Рязанской области запланированы выездные проверки опорных школ региона.

Отчёт о результатах посещения опорных школ Рязанской области в сентябре

В сентябре 2011 года были проведены проверки поставки кабинетов начальных классов в опорные школы Рыбновского, Захаровского и Рязанского районов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

В ходе проверок были проведены встречи с начальниками МОУО, директорами опорных школ, учителями первых классов.

Установлено следующее:

  • Представители администрации школ и учителя первых классов прошли курсовую подготовку к введению ФГОС НОО.
  • Локальная сеть в ОУ проведена. Школы подключены к Интернет.
  • Кабинеты для учеников 1 классов отремонтированы.
  • На момент проверки (7-8 сентября) полной комплектации поставки кабинета начальных классов не было ни в одном муниципалитете. Например,  была осуществлена частичная поставка компьютерного оборудования (не доставало видеокамеры и цифрового микроскопа), ожидалась поставка учебно-наглядного оборудования.
  • В свою очередь, школами были закуплены автоматизированные рабочие места учителя, что позволило организовать обучение на новом уровне, заложенном в стандарте второго поколения.
  • Образовательными учреждениями закуплены учебники по УМК «Школа России». Учебники 2011 года издания и соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе. К учебникам вышеуказанного комплекса в комплекте были поставлены диски,  которые с первых дней учителя успешно используют на уроках.


Отчет о результатах посещения опорных школ Рязанской области в октябре 2011 г.

6, 11 и 20 октября текущего года в рамках мониторинга реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) изучена деятельность опорных школ Пронского, Скопинского, Клепиковского, Касимовского, Спасского и Шиловского районов, гг. Скопин и Касимов.

В ходе посещения общеобразовательных учреждений проведены встречи с начальниками МОУО, директорами опорных школ, учителями первых классов.

Установлено следующее:

  • Представители администрации школ и учителя первых классов прошли курсовую подготовку к введению ФГОС НОО.
  • Локальная сеть в ОУ проведена, однако не все кабинеты первых классов к ней подключены. Сетью Интернет обеспечено каждая школа.
  • Кабинеты для учеников 1 классов отремонтированы, закуплена новая мебель (столы и стулья учащихся, частично обновлены шкафы для учебно-методической литературы).
  • На момент проверки полная комплектация поставки кабинета начальных классов установлена в Пронском, Спасском районах и г. Касимове. В остальных муниципальных образованиях комплект оборудования представлен не в полном объеме (например, ожидалась поставка учебно-наглядного оборудования или магнитно-маркерной доски).
  • В свою очередь, опорными школами Пронского, Шиловского  районов и гг. Касимов и Скопин закуплены автоматизированные рабочие места учителя для реализации требований ФГОС НОО.
  • Образовательными учреждениями закуплены учебники по УМК «Школа России», «Перспектива» предметная линия развивающей системы Л.В. Занкова. Учебники 2011 года издания и соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе. К учебникам вышеуказанного комплекса в комплекте были поставлены диски. Однако не во всех районах их используют в полном объеме.
  • В целях мониторинга обеспечения условий реализации ФГОС НОО и соблюдения требований новых СанПиН в Клепиковском, Касимовском районах и г. Касимов были посещены медицинские кабинеты.
  • В том числе в ходе посещения опорных школ было обращено внимание на разработанную образовательным учреждением основную образовательную программу начального общего образования. Хотелось бы отметить положительный опыт Шиловского и Пронского районов, которые при разработке основной общеобразовательной программы школы пошли путем составления собственной программы.

В ряде опорных школ были отмечены следующие недостатки:

  • ООП разработана, утверждена школой, но не согласована на муниципальном уровне;
  • в ООП включены не все составляющие части, например программа коррекционной работы. Она составляется не только в случае наличия в ОУ детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для детей с различными видами школьной дезадаптации;
  • уроки для учеников первых классов ведутся с соблюдением адаптационного периода, при этом расписание занятий составлено с ошибками (без учета динамических пауз, указания времени проводимых занятий урочной и внеурочной деятельности, без учета переходности адаптационного периода);
  • программа внеурочной деятельности есть во всех школах, однако не во всех учреждениях представлен план внеурочной деятельности.

Хотелось бы особо отметить медицинский кабинет, оборудованный в опорной школе г. Касимова, который максимально соответствует требованиям. Он находится на первом этаже здания и представляет собой два помещения (для осмотра детей и прививочного кабинета). Каждое из них отремонтировано к новому учебному году (ремонт стен, полов, потолков и вставлены пластиковые окна). Оборудование мед. кабинета поставлено полностью на общую сумму 93 тыс. рублей и соответствует современным требованиям.

Отчет о результатах посещения опорных школ Рязанской области в декабре 2011 г.

В декабре 2011 года в рамках мониторинга реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) изучена деятельность опорных школ Михайловского, Милославского, Сапожковского, Сараевского, Ухоловского Кораблинского, Ряжского, Новодеревенского, Путятинского, Сасовского, Чучковского и Шацкого районов.

В ходе посещения общеобразовательных учреждений проведены встречи с начальниками МОУО, директорами опорных школ, учителями первых классов.

Установлено следующее:

  • Представители администрации школ и учителя первых классов прошли курсовую подготовку к введению ФГОС НОО.
  • Локальная сеть в ОУ проведена. Школы подключены к Интернет.
  • Кабинеты для учеников 1 классов отремонтированы, закуплена новая мебель (столы и стулья учащихся), частично обновлены шкафы для учебно-методической литературы.
  • На момент проверки полная комплектация поставки кабинета начальных классов установлена в большинстве муниципалитетов, только в Михайловском и Путятинском районах ожидалась допоставка учебно-наглядного оборудования. Хотелось бы отметить, что комплект оборудования активно используется в образовательном процессе. Учителя отмечают преимущество использования автоматизированных рабочих мест.  Так, использование интерактивной приставки или документ-камеры стало естественным и необходимым элементом урока и позволяет на качественно новом уровне преподавать в школе.
  • Особо хотелось бы отметить опорную школу Сапожковского района,  в которой на высоком уровне ведется работа по созданию  информационно-образовательной среды учреждения.
  • В свою очередь, с целью реализации требований ФГОС НОО опорными школами дополнительно приобретены автоматизированные рабочие места для учителей других первых классов.
  • Образовательными учреждениями закуплены учебники 2011 года издания, соответствующие федеральному перечню учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе. Дополнительно учителями первых классов используются электронные образовательные ресурсы, которые были поставлены в комплекте учебников или закуплены отдельно.
  • В том числе в ходе посещения опорных школ было обращено внимание на разработанную образовательными учреждениями основную образовательную программу начального общего образования. Хотелось бы отметить положительный опыт Новодеревенского, Ухоловсого, Кораблинского, Шацкого  районов, которые при разработке основной общеобразовательной программы школы пошли путем составления собственной программы и представили документ, который учитывает особенности и накопленный опыт работы каждого из отмеченных образовательных учреждений.

В ряде опорных школ были отмечены следующие недостатки:

  • ООП  разработана, утверждена школой, но не согласована на муниципальном уровне;
  • в ООП не отражены  изменения в нормативной правовой базе сферы образования (например, внеурочная деятельность представлена в объеме 10 часов, а физическая культура – в объеме 2 часов в неделю, ссылка на старый СанПиН);
  • в ООП включены не все составляющие части, например программа коррекционной работы. Она составляется не только в случае наличия в ОУ детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для детей с различными видами школьной дезадаптации;
  • уроки для учеников первых классов ведутся с соблюдением адаптационного периода, при этом расписание занятий составлено с ошибками (без учета динамических пауз, указания времени проводимых занятий урочной и внеурочной деятельности, без учета переходности адаптационного периода);
  • не во всех проверенных образовательных учреждениях полно и четко отражена внеурочная деятельность (например, нет обоснования выбора или описания модели внеурочной деятельности, часы внеурочной деятельности отражены в учебном плане, отсутствует план внеурочной деятельности);
  • В целях мониторинга обеспечения условий реализации ФГОС НОО и соблюдения требований новых СанПиН  были посещены медицинские кабинеты.

Хотелось бы особо отметить медицинские кабинеты, оборудованные в опорных школах Милославского, Чучковского, Шацкого, Кораблинского районов, которые максимально соответствует требованиям. Они находятся на первом этаже здания и представляют собой два помещения (для осмотра детей и прививочный кабинет). Медицинские кабинеты  отремонтированы к новому учебному году. Оборудование мед. кабинета поставлено полностью на общую сумму 93 тыс. рублей и соответствует современным требованиям.