A A A A
A A A

Развитие отрасли / сферы деятельности

Общая информация

Краткая информация об итогах 2014 года в сфере образования

 

В 2014 году в Рязанской области для ликвидации очереди в дошкольные образовательные организации введены 1 516 мест, в том числе 1 211 за счет строительства и реконструкции зданий детских садов в рамках федерального проекта «Модернизация региональных систем дошкольного образования» (далее - МРСДО).

В рамках проекта бюджету Рязанской области выделены 485 686,6 тыс. рублей на строительство и реконструкцию детских садов (объем софинансирования из регионального бюджета – 318 020,5 тыс. руб.). За счет указанных средств введены в эксплуатацию новые детские сады в р.п. Пителино (75 мест), г. Михайлов (на 250 мест), микрорайонеБратиславский г. Рязани (313 мест), р.п. Сараи (115 мест), дер. Важное Шацкого района (30 мест), п. Листвянка Рязанского района (120 мест);реконструированы ДОУ № 2 (40 мест) по ул. Урицкого, 23а, а также здание бывшего детского сада ОАО «Ростелеком» по ул. Горького, 20 (на 128 мест) и ДОУ № 123 г. Рязани по ул. Гагарина, 16 (140 мест).

Продолжена работа по развитию в регионе службы сопровождения и поддержки семейного воспитания. В 2014 году число консультационных пунктов для родителей увеличилось с 29 до 103.

Региональному Правительству удалось добиться положительной динамики в сокращении очередности на фоне увеличения численности дошкольников за счет рождаемости и миграции населения, а также числа родителей, желающих получать дошкольные образовательные услуги в муниципальных детских садах. Общая численность воспитанников дошкольных образовательных организаций увеличилась с 2010 года более чем на 7 тыс. человек.

Число детей от 3 до 7 лет, не обеспеченных местами в детских садах, сокращено за последние два года в пять раз (01.01.2013 – 926, 1.01.2015 - 189). Решение проблемы очередности для детей данной возрастной категории близится к завершению, поэтому следующая задача – обеспечить местами в детских садах детей раннего возраста.

Проблема нехватки мест для детей раннего возраста на сегодняшний день остается актуальной в Рыбновском районе и г. Рязани. Вместе с тем, эта возрастная категория никогда не исключалась при прогнозировании потребности в капитальном строительстве. Ни одна ясельная группа не была перепрофилирована за последние годы для детей более старшего возраста. Число мест в ясельных группах ежегодно увеличивается, так, например, в 2014 году открыто 17 дополнительных групп, из них 14 – в г. Рязани, где проблема наиболее актуальна. В каждом из 19 детских садов, открытых в рамках федерального проекта МРСДО в 2013-2014 годах, предусмотрены группы для раннего возраста.

За последние три года проведена большая работа по созданию оптимальной системы общеобразовательных организаций, которая позволяет удовлетворить запросы граждан Рязанской области в получении образовательных услуг.

В 2014 году построена новая школа на 160 мест в селе Грязное Михайловского района, произведен капитальный ремонт 9 школ в Кораблинском, Сасовском, Шацком, Спасском, Ермишинском, Рязанском районах и г. Рязани.

Продолжением модернизации системы общего образования стало создание условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, в рамках реализации федерального проекта«Детский спорт».

32 муниципальным общеобразовательным организациям, расположенным в сельской местности, были выделены финансовые средства в размере более 30 млн. рублей за счет средств областного и федерального бюджетана проведение следующих работ:

- ремонт спортивных залов;

- оснащение спортивным оборудованием;

- оборудование современных спортивных площадок;

- создание школьных спортивных клубов.

Это позволило увеличить долю учащихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, на 16,6% от общего количества обучающихся в сельской местности (около 3 340 обучающихся). Всего обучающихся в сельской местности – 20 213 чел.

Важным показателем эффективности работы в сфере общего образования является государственная итоговая аттестации (ГИА), которую в 2013-2014 учебном году прошли 9011 обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, и 4894 выпускника XI (XII) классов общеобразовательных организаций.

Результаты ГИА, полученные выпускниками школ, подтвердили результаты обучения в общеобразовательных организациях и в целом соответствуют результатам прошлых лет.

Качество образовательного процесса во многом зависит от педагогических кадров. В образовательных организациях области в ткущем году - более 15 тыс. педагогов.

Обновление педагогического корпуса в общеобразовательных организациях происходит медленно. Доля педагогов в возрасте до 35 лет составляет 15,9 %, что только на 0,3 % больше по сравнению с предыдущим годом.

Позитивным является увеличение доли педагогических работников со стажем до 5 лет (2013 год – 8,4 %, 2014 год – 9,2 %).

В Рязанской области продолжилось формирование современной системы работы по привлечению педагогических кадров. В неё входят:

- обеспечение достойного уровня заработной платы;

- реализация мер социальной поддержки молодых педагогов;

- индивидуальная работа с выпускниками, педагогических специальностей;

- организация ярмарок педагогических вакансий.

Сегодня ведется работа по дальнейшему совершенствованию данной системы.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и поручением Губернатора в этом году был реализован новый механизм приёма на целевые места в РГУ. В рамках данного механизма 28 человек зачислены на педагогические специальности, заключив договоры с образовательными организациями о последующем трудоустройстве в них.

По итогам года обеспечено доведение уровня заработной платы педагогических работников, преподавателей и мастеров производственного обучения до показателей, установленныхУказом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (дошкольное образование – 20621,3 рублей, общее образование – 23977,8 рублей, профессиональное образование – 21446 рублей).

Особое внимание при формировании личности детей и подростков уделялось роли дополнительного образования.

В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образовании и науки»к 2020 году необходимо увеличить число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам,в общей численности детей этого возраста этого возраста до 70-75 %.

По итогам 2014 года количество потребителей услуги составило 93 960 человек в сфере образования, культуры, спорта, что соответствует 69 % детей и молодежи в возрасте 5-18 лет при их общей численности 136 172 человека.

Это стало возможным благодаря увеличению количества детей, занимающихся в спортивных объединениях, созданных в тех школах, в которых были отремонтированы спортивные залы, построены спортивные площадки, приобретено спортивное оборудование. Открытиев г. Рязани учреждения дополнительного образования «Стрекоза» привлекло к занятиям более 1500 детей из отдаленных районов города.

В 2014 году в системе дополнительного образования Рязанской области произошли серьезные изменения. ДЮСШ переданы в ведение системы физической культуры и спорта, что позволит повысить уровень спортивной подготовки детей, добившихся высоких результатов в спорте.

В 2015 году увеличение охвата детей дополнительным образованием планируетсяза счет:

- увеличения количества занимающихся в спортивных секциях и объединениях в сельских школах, которые вошли в проект «Детский спорт»;

- внедрения новых форм обучения по дополнительным общеобразовательным программам;

- увеличения количества занимающихся в учреждениях дополнительного образования из числа подростков старше 14 лет (в настоящее время охват данной возрастной группы составляет 16%);

- привлечения к занятиям подростков группы риска, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

С 2013 года в Рязанской области реализуется план мероприятий («дорожная карта») по профессиональной ориентации.

В течение учебного года для агитации школьников и их родителей на востребованные в регионе профессии в образовательных организациях Рязанской области проводятся различные мероприятияс участием представителей служб занятости, организаций, предприятий, профильных ССУЗов и ВУЗов.

Согласно графику проводятся родительские собрания для учащихся7-11 классов и их родителей, предполагающие участие представителей организаций профессионального образования, высших учебных заведений, работодателей.

Всего мероприятиями по профориентации в 2014 году было охвачено более 30 000 школьников.

Особое внимание при этом уделяется методической поддержке педагогов, работающих по данному направлению, - разработана профориентационная программа «Введение в профессию» для учащихся и учителейи методические рекомендации для организаторов учебно-воспитательного процесса.

Одной из основных задач работы в 2014 году было расширение участия работодателей во всех этапах подготовки, квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Формирование контрольных цифр приема граждан в профессиональные образовательные организации осуществлялось по согласованию с органами труда и занятости населения муниципальных образований, на основании заявок работодателей, а также с учетом предложений центральных исполнительных органов государственной власти и на основании прогноза потребности экономики Рязанской области в квалифицированных кадрах на 7-летний период, разработанного министерством труда и занятости населения Рязанской области.

Важным событием 2014 года сталопризнание Рязанской области одним из победителей конкурсного отбора для получения федеральной субсидии по направлению «совершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации».

Пять профессиональных образовательных организаций Рязанской области, реализующих программы подготовки кадров для строительной отрасли, получили субсидии из бюджетов разных уровней, а также привлекли средства работодателей.

В ходе реализации этой программы для организации учебного процесса было закуплено 1 209 единиц современного оборудования, 6 единиц тренажеров-имитаторов сложного технологического оборудования, создано 308 новых ученических мест в кабинетах, лабораториях, мастерских.

На базе Рязанского технологического колледжа создан многопрофильный центр прикладных квалификаций – учебный центр профессиональных квалификаций для строительной отрасли, отраслей экономики, пищевой и перерабатывающей промышленности, легкой промышленности.

В 2015 году на базе действующих ресурсных центров Рязанского политехнического колледжа планируется открыть учебный центр профессиональных квалификаций по направлениям электроника и машиностроение.

Объективная оценка работы профессиональных образовательных организаций в интересах региона – трудоустройство выпускников.

В 2014 году трудовую деятельность по специальности начали 51,2 % выпускников профессиональных образовательных организаций, что превышает показатель 2013 года на 6,8 %.

Обеспечены занятостью - 91,3% выпускников (трудоустройство, обучение в учреждениях другого уровня, служба в рядах ВС, отпуск по уходу за ребенком).