A A A A
A A A

Краткие итоги 2011 годи и основные направления деятельности в 2012 году

В сфере образования в 2011 году основное внимание уделялось решению задач, связанных с модернизацией регионального образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

В рамках модернизации дошкольного образования приоритетной в 2011 году оставалась задача повышения его доступности и качества.

Увеличение охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования до 76 % (для сравнения в 2010 году он составил 74,9 %) стало возможным за счет строительства и реконструкции детских садов, а также перепрофилирования помещений действующих образовательных учреждений. В результате в отчетном году было создано 3275 новых мест для детей дошкольного возраста, а проблема дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях была решена полностью в 14 муниципальных образованиях Рязанской области.

Однако, несмотря на принятые меры проблема дефицита в дошкольных образовательных учреждениях области остается актуальной. Особенно остро она стоит в Михайловском, Рыбновском, Шиловском районах и городе Рязани. Для ее решения необходимы строительство и реконструкция детских садов в данных муниципалитетах.

В отчетном году был начат масштабный государственный проект по модернизации системы общего образования, проведена оптимизация сети общеобразовательных учреждений с целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования независимо от места жительства ребёнка.

Мероприятия по модернизации общего образования были направлены на создание необходимых условий для введения новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, по которым с 1 сентября 2011 года начали обучение все первоклассники школ региона.

Средства в виде субсидий были направлены во все муниципальные образования области. Кроме того, для решения задач модернизации привлекались средства муниципальных бюджетов, долгосрочных целевых программ, областных субвенций на учебные расходы, а также внебюджетные средства.

В ходе реализации разработанного комплекса мероприятий в учреждения образования Рязанской области поставлено учебное оборудование и оборудование для медицинских кабинетов и школьных столовых; увеличена пропускная способность сети Интернет; пополнены фонды школьных библиотек; приобретен школьный автотранспорт; осуществлен текущий ремонт в школах. Основные результаты модернизации общего образования в 2011 году представлены на слайде.

Проект по модернизации общего образования получит логичное продолжение в 2012 году. Наиболее значимые социальные эффекты, к которым должна привести модернизация системы общего образования в текущем году, также представлены на экране.

С 2010 года все муниципальные общеобразовательные учреждения перешли на нормативное подушевое финансирование и поэтапно - на новую систему оплаты труда. При переходе на НСОТ повышение заработной платы педагогических работников составило в среднем 20 %, в ходе оптимизации – еще 10 %. С 1 сентября 2011 года в рамках реализации проекта модернизации региональной системы образования повышение заработной платы учителей  составило более 30 %, так, что в 4 квартале 2011 года средняя зарплата учителей региона составила 16 371 рубль. Одновременно на региональном уровне увеличен фонд оплаты труда педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала на 10 %, медицинских работников общеобразовательных учреждений - на 50 %.

Это позволило довести соотношение среднемесячной заработной платы учителей в общеобразовательных учреждениях Рязанской области за 4 квартал 2011 года до 84,5 % от среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике региона за 1 квартал 2011 года.

Развитие интеллектуального и творческого потенциала нации, формирование высокопрофессиональной элиты страны – такая задача была поставлена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и стала одной из приоритетных в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

В 2011 году 49 одаренных школьников - победителей и призеров международных, всероссийских и межрегиональных мероприятий - стали лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи в рамках ПНП «Образование»; 30 одаренных детей и 28 педагогов, их подготовивших, получили поощрительные стипендии Губернатора Рязанской области.

Продолжалось развитие олимпиадного движения. В 2011-2012 учебном году в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 1171 школьник, из них победителями и призерами стали 235 старшеклассников.

Вместе с тем, по сравнению с регионами ЦФО наши достижения на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников очень скромны. Для увеличения числа победителей и призеров олимпиад необходимо готовить детей к данным интеллектуальным состязаниям. Для этого следует шире использовать дистанционные центры и такие формы работы как учебно-тренировочные сборы, факультативы, творческие лаборатории для одаренных детей.

Особое внимание в прошедшем году уделялось формированию и развитию ценностей здорового образа жизни.

В 2011 году:

  • на 21,9 % увеличилась доля общеобразовательных учреждений, обеспеченных спортоборудованием, и составила 66,9 %;
  • на 9,7 % увеличилась доля общеобразовательных учреждений, имеющих столовые, отвечающие современным требованиям, и составила 69,7 %;
  • на 5,8 % увеличился охват горячим питанием обучающихся благодаря реализации мероприятий в рамках федерального экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся (с 78,5 %  до 84,3 %);
  • команда школьников Рязанской области успешно выступила на заключительном этапе Всероссийских спортивных игр «Президентские спортивные игры», заняв 2 место в смешанной эстафете по плаванию, а команда девушек стала победителем в общекомандном зачете.

В 2011 году в рамках проведения оздоровительной кампании детей за счет бюджетов разных уровней различными формами отдыха и оздоровления было охвачено 58 тыс. 965 детей, из них 5 тыс. 841 человек – это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В Рязанской области была продолжена работа по совершенствованию действующего регионального законодательства в части выполнения полномочий по опеке и попечительству, закрепления дополнительных гарантий защиты детей-сирот, поддержки замещающих семей:

  • увеличен размер содержания детей, находящихся в семьях опекунов, попечителей и приемных родителей (на ребенка дошкольного возраста ежемесячно выделяется 6000 руб., на школьника - 7200 руб.);
  • ежемесячное вознаграждение приемного родителя, установленное в размере 2500 руб., индексируется с 2011 года и сегодня составляет 2662,5 руб.
  • каждой приемной семье были предоставлены меры социальной поддержки в виде денежных выплат на приобретение приемным детям игрушек, книг, учебников, канцелярских товаров и организацию семейного отдыха.

Для того, чтобы изменить ситуацию и помочь детям-сиротам реализовать свое законное право на жизнь и воспитание в семье, в Рязанской области применялись такие формы семейного воспитания, как усыновление, опека, попечительство, приемная семья.

По итогам года сократилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выросло количество детей-сирот, устроенных на воспитание в приемные семьи; на 8 % увеличился охват семейными формами детей-сирот на 8 %.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед Правительством Рязанской области, оставалось обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В 2011 году на приобретение жилых помещений для детей-сирот выделено 167,7 млн. руб. из областного бюджета и 71,5 млн. руб. из федерального, всего -  239,2 млн. руб. Указанные средства распределены между 250 гражданами указанной категории, у которых наступило право на получение жилого помещения в 2011 г. и которые не реализовали его за предыдущие периоды. В 2012 году работа в данном направлении будет обязательно продолжена.

В 2011 году стабильно работала и развивалась сеть подведомственных учреждений профессионального образования, что позволило создать предпосылки для качественной подготовки специалистов более высокого уровня:

  • продолжили  работу 3 ресурсных центра по подготовке рабочих и специалистов сельскохозяйственного, радиомонтажного, электромеханического  профилей, 18 учебно-производственных хозяйств, 5 областных центров содействия трудоустройству выпускников на базе подведомственных  учреждений среднего профессионального образования;
  • создан ресурсный центр строительного профиля на базе профессионального училища № 3 г. Рязани, формируется ресурсный центр по металлообработке на базе профессионального училища № 11 г. Рязани;
  • утверждена долгосрочная целевая программа «Комплексное развитие профессионального образования Рязанской области на 2011-2014 годы».

Предпринятые меры способствовали трудоустройству более 400 выпускников образовательных учреждений, созданию адаптивной к внешним требованиям областной системы профессионального образования.

Вместе с тем, сегодня перед образовательными учреждениями поставлены задачи по модернизации и созданию современной системы профессионального образования, соответствующей социально-экономическим потребностям Рязанской области. Это связано с тем, что ресурсное обеспечение учреждений профессионального образования не полностью соответствует требованиям подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов и существует разрыв между потребностями рынка труда, объемом и качеством подготовки учреждениями профессионального образования рабочих кадров и специалистов.

В 2012 году предстоит большая работа по модернизации системы профобразования, которую необходимо развивать во взаимодействии с ассоциациями и союзами работодателей, предприятиями и предпринимателями в отраслевых кластерах.

В 2011 году планомерно решались вопросы укрепления и развития учебно-материальной базы образовательных учреждений, создания безопасных условий для всех участников учебно-воспитательного процесса.

В отчетном году введены в эксплуатацию 9 объектов образования, из них 2 школы на 264 ученических места и 7 детских садов на 605 мест; завершена реконструкция школы в г. Касимове и 2-й очереди общежития Кадомского технологического техникума.

В 52 образовательных учреждениях проведен капитальный, во всех учебных заведениях - текущий и косметический ремонт. Из всех источников финансирования на эти цели в 2011 году направлено 283,5 млн. рублей.

Особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности образовательных учреждений. Предпринятые меры позволили создать безопасные условия для всех участников образовательного процесса, улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений, увеличить долю учреждений, отвечающих современным требованиям.

2011 год в сфере образования стал годом, развивающим основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Это год, во многом определивший вектор развития образования на ближайшую и среднесрочную перспективу. В этой связи необходимо закрепить достигнутые результаты и в 2012 году продолжить работу по основным направлениям данной инициативы.

Стратегической целью развития образования Рязанской области является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития страны и региона.

Приоритетными являются такие направления работы, как:

  • модернизация общего и дошкольного образования как институтов социального развития;
  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
  • развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

При этом зонами особого управленческого внимания в 2012 году должны стать направления, представленные на экране. Все они обозначены Президентом РФ Д.А. Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года.

Кроме того, в воспитательной работе необходима активизация профилактики правонарушений среди учащихся всех образовательных учреждений.

2012 год объявлен Годом российской истории в Российской Федерации. В этой связи важно эффективно организовать работу по его проведению, придавая особое значение усилению патриотической направленности воспитательного процесса в учреждениях образования.

Презентация по итогам работы за 2011 год.