A A A A
A A A

Региональная система оценки качества образования

Концепция


Приложение

к приказу министерства

образования Рязанской области

от «18» декабря № 1028

Концепция системы оценки качества образования Рязанской области

I. Введение

Мировые тенденции развития общества выдвигают новые требования к качеству всех уровней системы образования. Происходящие в нашей стране политические, экономические и социальные изменения естественным образом предполагают модернизацию отечественной системы образования.

Исследование проблем качества, его управления, обеспечения гарантии качества и оценки качества в современном образовании, обозначение их как важнейших направлений современного научного знания явилось результатом возрастающего значения качества не только в производственных процессах, но и в образовании, в обществе в целом. Проблема качества образования в настоящее время не имеет единого окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности, изменяются критерии качества, их оценка, обостряется проблема управления качеством, и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему.

Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования образования необходимо повышение эффективности управленческих воздействий на качество образовательного процесса и достигаемые в нем результаты. Понимание важности роли управления находит свое отражение в попытках переосмысления трактовки качества образования, в создании развернутого научного обоснования систем управления качеством и интенсивном развитии их методологического, методического и информационного обеспечения.

На уровне государства сегодня идет серьезная работа по развитию и модификации общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), которая включает в себя совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся и выявление факторов, влияющих на образовательные достижения. ОСОКО направлена на обеспечение сохранения единого образовательного пространства; повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием; обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения; индивидуализацию образования, развитие академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов; создание инструментов независимого общественного участия в управлении социально-образовательной средой; принятие обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.

Общероссийская система оценки качества образования в качестве неотъемлемых элементов включает в себя региональные системы оценки качества образования.

Концепция системы оценки качества образования Рязанской области (далее - Концепция) рассматривает систему оценки качества образования Рязанской области (далее - СОКО РО) в качестве взаимосвязанной системы внешней и внутренней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда, государства и непосредственно самой системы образования Рязанской области. Настоящая Концепция разработана в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»;

- государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р

- проект Концепции общероссийской системы оценки качества образования, 2008 г.;

- постановление Правительства Рязанской области от 30.10.2013 г. № 344 «Об утверждении государственной программы Рязанской области «Развитие образования на 2014-2018 годы».

II. Назначение Концепции

Назначение настоящей концепции заключается в определении объектов оценки в системе образования, целей, задач, принципов, основных элементов СОКО РО, потребителей результатов деятельности СОКО РО, механизмов организации и проведения оценки качества образования.

Процедуры, сроки и ответственные за функционирование СОКО РО закрепляются отдельными нормативными правовыми актами государственных органов исполнительной власти Рязанской области в пределах их компетенции.

Ш. Основные понятия СОКО РО

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Оценка качества образования - оценка образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации (учреждении), деятельности всей образовательной системы Рязанской области и ее территориальных подсистем.

Система оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Управление качеством образования – целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объект управления образованием в соответствии с установленными целями в области качества, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества образования, направленный на выполнение требований к качеству, а также методы и виды деятельности оперативного характера, которые используют для выполнения требований к качеству образования.

Гарантии качества образования – постоянный процесс оценивания (оценка, мониторинг, поддержка и совершенствование) системы качества образования. Деятельность по обеспечению гарантии качества зависит от наличия эффективных институциональных механизмов, подкрепленных культурой качества. Управление качеством, улучшение качества, контроль качества и оценка качества – средства, обеспечивающие гарантию качества образования.

Мониторинг системы образования – систематический сбор и обработка информации о деятельности образовательной системы, которая используется для оптимизации функционирования системы образования и принятия управленческих решений, служит инструментом информирования потребителей образовательных услуг и обратной связи при выработке политики в системе образования.

IV. Объекты оценки в системе образования, цели, задачи, принципы, основные подсистемы СОКО РО

Объектом Концепции является СОКО РО, отражающая интересы всех субъектов, прямо или косвенно заинтересованных в эффективной деятельности региональной системы образования и ее различных подструктур.

Предметом Концепции является определение целей, подходов, основных принципов, норм, содержания и механизмов системы оценки качества образования.

Основная стратегическая цель СОКО РО – повышение качества образования в регионе, тактической целью является получение, анализ и распространение достоверной информации о качестве образования.

Задачи СОКО РО:

- создание условий для обеспечения гарантии качества образования на всех уровнях образовательной системы Рязанской области;

- становление и развитие целостной системы оценки качества образования;

- обеспечение объективного информационного отражения состояния образования в регионе, повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;

- создание условий для принятия обоснованных управленческих решений по повышению качества образования на всех уровнях в соответствии с перспективами экономического развития региона;

- создание инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой;

- обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;

- отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых образовательными организациями;

- определение рейтинга образовательных организаций и стимулирование через систему доплат педагогическим работникам по результатам оценки качества образования.

СОКО РО обеспечивает выполнение функции внешней и внутренней оценки результатов образования. В то же время, в создании СОКО РО заинтересована и сама система образования как в инструменте самоорганизации и адаптации к потребностям общества.

В основу концепции положены следующие основные принципы:

- развитие СОКО РО преимущественно как системы внешней государственно-общественной оценки; приоритет внешней оценки качества образования над внутренней;

- открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;

- соблюдение преемственности образовательной политики с сохранением традиций российской системы образования;

- прозрачность процедур и результатов, нормативный характер формирования и развития СОКО РО;

- функциональное единство СОКО РО на различных уровнях образования при возможном разнообразии организационно-технических решений;

- учет потребностей системы образования;

- реалистичность и оптимальность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость, минимизация их количества;

- применение научно обоснованного, стандартизированного и технологичного инструментария оценки;

- разделение информационно-диагностической и экспертно-аналитических функций (соответственно сбора и интерпретации информации о качестве образования) в рамках СОКО РО;

- профилактика монополизации оценки качества образования;

- системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов СОКО РО на всех уровнях образования;

- доброжелательность, взаимное уважение, исключение любых проявлений авторитарности и администрирования.

СОКО РО включает в себя нормативно-правовую, информационно-диагностическую, экспертно-аналитическую подсистемы.

Нормативно-правовая подсистема обеспечивает выработку и нормативно-правовое оформление правил деятельности всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках СОКО РО, определяет права, обязанности и ответственность мониторинговых организаций, входящих в информационно-диагностическую подсистему, а также объектов оценки и потребителей. Нормативно-правовая система обеспечивает создание правового поля деятельности СОКО РО и механизма правовой регуляции прав и обязанностей в рамках СОКО РО. Регуляторами СОКО РО выступают органы власти, а также общественные и государственно-общественные структуры.

Информационно-диагностическая подсистема – консолидирует организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве образования. В эту подсистему входят структуры образовательной статистики, структуры единого государственного экзамена, мониторинговые структуры различного уровня и типа. Основной задачей структур, входящих в информационно-диагностическую подсистему, является получение достоверной информации о качестве образования по определенной заданной системе показателей.

Экспертно-аналитическая подсистема представлена консалтинговыми структурами, обладающими опытом работы с информационными потоками СОКО РО, осуществляющими реальное взаимодействие с потребителями информации о качестве образования. Основной задачей подсистемы является анализ, интерпретация достоверной информации о качестве образования, а также информационное обеспечение потребителей и прогнозирование ситуаций и рисков. В большинстве случаев потребителей интересует не столько сама информация о качественных характеристиках системы образования или отдельных ее элементов, сколько обоснованные предложения по решению той или иной конкретной задачи, стоящей перед потребителем.

V. Потребители результатов деятельности СОКО РО и объекты оценки в системе образования

Потребителями результатов деятельности СОКО РО являются субъекты, заинтересованные в использовании СОКО РО как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг.

Среди групп потребителей выделяются:

– государство – органы законодательной, исполнительной, судебной власти;

– производство – государственные и бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их различные объединения, а также предприятия, организации и учреждения социальной, культурной сферы и т.д.;

– общество - политические партии, общественные ассоциации, религиозные организации и др.;

– личность – отдельные граждане, интересы которых могут быть представлены также семьей, производством (работодателями) и государством;

– сама система образования – образовательные организации, их сети и органы управления образованием.

Исходя из целей данной концепции объектом оценки СОКО РО являются образовательные организации и их системы (в них также входят и органы управления, подведомственные организации, службы и независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий, при этом подлежат оценке качества все объективные и субъективные факторы образовательного процесса:

- качество условий, обеспечивающих образовательный процесс в образовательных организациях (учреждениях) и их системах, реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий; деятельность образовательной организации: финансово-экономических, материально-технических, санитарно-гигиенических, кадровых, т.е. условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы Рязанской области на региональном уровне;

- качество процессов и содержания реализуемого образования, которое включает: образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты), примерные основные образовательные программы, учебно-методическое обеспечение, учебно-материальное обеспечение; педагогические и информационные технологии;

- качество результатов, а именно индивидуальных достижений обучающихся (индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки, при чем под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоение той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных промежуточных этапах обучения).

VI. Внешняя оценка качества образования

Государственные структуры, органы власти

Под интересами государства понимается его ответственность за реализацию конституционных прав граждан, социальную стабильность и конкурентоспособность российской экономики, и другие общенациональные потребности, связанные с образованием.

Механизмы оценивания функционирования системы образования со стороны органов управления образованием различных уровней на сегодня связаны с эффективностью освоения бюджетных средств на реализацию программ образования (расстановка приоритетов, уровень заработной платы и стимулирование кадров). Необходима разработка типовых моделей организации оценки качества деятельности образовательных организаций и территориальных образовательных систем.

Производство

В настоящее время оценки не формализованы. Процесс развивается за счет социального партнерства с предприятиями, союзами работодателей, с торгово-промышленными палатами и т.д. Для производственных систем принципиальными являются следующие критерии оценки:

– удовлетворенность качеством образованности выпускников общеобразовательных организаций; 

– удовлетворенность выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования их квалификацией, соотношением по отраслям, профессиям, специальностям и направлениям;

– снижение издержек на переобучение персонала.

Современная оценка качества образования с точки зрения производителей рассматривается через оценку реализации проектов, созданных обучающимися, их востребованность для социальной, производственной сфер, возможность запуска в производство через проведение экспертизы работ, представленных обучающимися на различные конкурсы.

Общество

Важным фактором успешного развития образовательных систем является широкое общественное участие работодателей, общественных организаций, образовательного сообщества, населения. Одно из основных условий такого участия – «прозрачность» деятельности федерального, регионального, муниципальных органов управления образованием, полнота и доступность информации для всех социальных партнеров системы образования. С позиций интересов общества принципиальными являются следующие критерии оценки:

- уровень образованности населения, в т.ч. профессиональной;

- доступность образования для каждого жителя страны, региона, территории (финансовая, территориальная и т.д.) по всем уровням образования;

- влияние образования на занятость населения, уровень валового внутреннего продукта, развитие гражданского общества, снижение социальной напряженности, количество правонарушений и т.д.

Личность (в т.ч. родители, семья)

Система оценки со стороны населения развита недостаточно. Необходимо создание механизмов оценки качества образования населением – так называемый «внешний мониторинг качества» образования – удовлетворенность/ неудовлетворенность получаемым или полученным образованием, в частности:

- уровнем образовательной программы и качеством обучения;

- условиями обучения – комфортность, личная безопасность и т.д.;

- уровнем капитализации полученного общего и профессионального образования, выражающимся в повышении личных доходов, социального статуса человека.

- услугами образования (дошкольного, общего, дополнительного, профессионального) через опросные листы, анкеты, диагностические, творческие работы, личные достижения обучающихся через портфолио.

VII. Внутренняя оценка качества образования

Внутренняя оценка качества в системе образования строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса:

- обучающиеся (учащиеся, студенты);

- обучающие (учителя, преподаватели);

- ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, учебно-методическое, информационное, финансовое).

Самооценка обучающихся. В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Развитие этой составляющей внутренней оценки должно быть реализовано за счет разработки соответствующего научно-методического обеспечения.

В полной мере сказанное относится и к самооценке руководителей образовательных организаций (учреждений), учителей, преподавателей и т.д.

Внутренний мониторинг качества. Необходимо регулярное обследование, касающееся всех сторон жизни учебного заведения – качества преподавания, учебников и учебных материалов, объективности оценивания, состояния учебных помещений и т.д. - так называемый «внутренний мониторинг качества». Анализ таких данных позволит судить о деятельности преподавателей, администраторов, технических служб и своевременно принимать соответствующие управленческие решения. Для реализации внутреннего мониторинга качества требуется разработка соответствующего стандартизированного инструментария для различных типов и видов образовательных организаций (учреждений).

Оценка образовательных программ. Процедуры, методики оценки качества образовательных программ разработаны в настоящее время недостаточно. Требуется целенаправленная разработка соответствующих методик и рекомендаций на региональном уровне, которая позволит эффективно проводить эту работу на каждом уровне управления образованием.

Самооценка образовательных организаций в настоящее время практикуется частично. Самообследование образовательных организаций проходит при проведении государственной аккредитации образовательных организаций. Достаточно полно она реализуется в образовательных организациях высшего образования. Целесообразно, на основе глубокого анализа, выявить и распространить положительный опыт вузов по организации самооценки на образовательные организации других уровней.

Оценка образовательных организаций со стороны органов управления образованием. Механизмы этой оценки развиты относительно полно, но требуют дальнейшего совершенствования, прежде всего в части объективизации соответствующих процедур, показателей и критериев. Об этом свидетельствует неудовлетворенность потребителей уровнем эффективности этого вида оценок.

Оценка индивидуальных достижений обучающихся. На уровне образовательного учреждения оценка индивидуальных достижений обучающихся, как правило, реализуется в рамках двух процедур: государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся в рамках внутришкольных систем оценки качества образования.

Необходима целенаправленная работа на региональном уровне по формированию соответствующих контрольных измерительных материалов, а также разработка подходов к учету внеучебных индивидуальных достижений (например, результативность в воспитательных, спортивно-массовых, творческих, интеллектуальных мероприятиях, презентация (защита) проектов).

Оценка деятельности педагогических кадров. Существующая система оценки (аттестации) руководителей и педагогических работников образовательных организаций может быть в настоящее время признана относительно удовлетворительной по сравнению с другими аспектами оценки качества образования. В среднесрочной перспективе необходима разработка и апробация новых моделей оценки деятельности руководящих и педагогических кадров, а также работа с резервом управленческих кадров.

Оценка деятельности органов управления образованием. В настоящее время деятельность органов управления образованием оценивается лишь Правительством Рязанской области или Правительством Российской Федерации в зависимости от подчиненности соответствующих образовательных организаций и не подлежит оценке со стороны обучающихся, обучающих, образовательных организаций или внешних субъектов – производственных структур, общественных организаций и т.п.

Необходимо формирование компонентов СОКО РО, которые могли бы реализовывать единые стандартизированные подходы к этим видам оценки, прозрачные для общественных структур. При этом должны быть разработаны постоянно действующие механизмы формирования надежных информационных потоков.

VIII. Механизмы организации и проведения оценки качества образования

Основные механизмы оценки качества образования, формируемые в рамках СОКО РО должны быть направлены на создание условий для перехода к управлению качеством образования на основе систем показателей и индикаторов.

Оценка индивидуальных достижений в СОКО РО строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает:

а) в системе общего образования: единый государственный экзамен, новая форма государственной итоговой аттестации в 9-х классах, региональный мониторинг для выпускников начальной школы, федеральные и международные мониторинги;

б) в системе профессионального образования: экспертиза образовательных достижений обучающихся (диагностические обследования качества освоения стандарта по профессии, специальности);

в) в системе дошкольного образования: экспертиза условий получения образования, учет результативности участия в воспитательных, спортивно-массовых, творческих, интеллектуальных мероприятиях (портфолио);

г) в системе дополнительного образования: учет результативности и участия в воспитательных, спортивно-массовых, творческих, интеллектуальных мероприятиях (портфолио, презентация опыта, проекта).

При оценке качества образовательных программ необходимый инвариант должен быть определен совместными усилиями различных категорий субъектов: учеными, творческими союзами, работодателями, общественными организациями, представителями населения и т.д., что придаст образованию (общему, дополнительному, профессиональному) практико-ориентированную направленность экспертизы структуры, содержания, условий реализации, степень выполнения образовательных программ

В перспективе развитие этого вида оценки приведет к формированию банков сертифицированных образовательных программ для всех типов и видов образовательных организаций.

         При оценке качества деятельности образовательных организаций необходимо совершенствование методик и механизмов оценки деятельности образовательных организаций в процессе их аккредитации, единого инструментария оценки (для начального, основного и среднего общего образования, коррекционного и дополнительного образования).

Современная практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли самообследования образовательных организаций, результаты которого рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества их деятельности. Необходимо дальнейшее развитие практики публичной отчетности о различных аспектах деятельности образовательных организаций, включая введение стандартов такой отчетности, например, по экспертизе результатов и условий организации образовательного процесса.

В перспективе необходимо развитие независимых оценок качества деятельности образовательных организаций – оценок, полученных в результате независимых от образовательной организации и от органов управления образованием стандартизированных и универсальных процедур.

В соответствии с принципами автономии образовательной организации, ответственность за обеспечение качества образования, в первую очередь, возлагается на саму образовательную организацию.

Построение комплексной системы управления и оценки качества образования Рязанской  области включает следующие этапы:

- формирование эталона качества образования,

- создание инструментария оценки качества образования;

- организация мониторинговых исследований по оценке отклонений полученных результатов от эталона качества образования;

- выработка управляющих воздействий с целью минимизации выявленных отклонений от эталона.

Управление системой оценки качества имеет структурные механизмы и принципы:

- дифференциация и упорядочение информационных потоков об индивидуальном уровне подготовки обучающихся в образовательных организациях региона на основе единых подходов к разработке диагностического инструментария;

- создание базы данных диагностического инструментария оценки качества образования;

- включенность общественной экспертизы на всех этапах и во всех процессах обеспечения качества образования.

IX. Требования к механизму организации и проведения оценки качества образования

1. Оценка качества образования осуществляется на основе утверждённой системы индикаторов, характеризующих основные элементы эталона качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса).

2. Перечень индикаторов качества и их количественные и качественные характеристики устанавливаются нормативными документами, регламентирующими процедуры оценки качества образования.

3. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение.

4. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными документами, регламентирующими процедуры оценки качества образования.

5. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения.

6. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.

X. Нормативно – правовое обеспечение СОКО РО

Система правового регулирования СОКО РО будет охватывать:

- определение статуса и полномочий организаций, осуществляющих оценку качества образования;

- разграничение полномочий между региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательной организации в вопросах сбора и обработки информации о качестве показателей, расчета критериев качества образования и принятия управленческих решений;

- нормативное закрепление процедур и сроков оценки качества образования;

- определение процедур сбора, хранения и публикации данных о качестве образования, порядка доступа заинтересованных организаций к этим процедурам и результатам;

- регламентацию процедур апробации и стандартизации инструментария оценки качества образования;

- регламентацию деятельности общественной оценки качества образования.

XI. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования

СОКО РО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов, а также обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений, включенных в процесс оценки качества образования на всех уровнях системы образования.

Объединения работодателей соответствующих отраслей и видов деятельности, профессиональные сообщества, уполномоченные ими организации могут быть привлечены к оценке профессиональных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями.

Общественно-профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает:

- соответствие требований, предъявляемых к качеству образования в конкретной образовательной организации, социальным ожиданиям и интересам потребителей образовательных услуг;

- формирование инструментария для реализации принципов государственно-общественного управления образованием.

XII. Показатели эффективности реализации концепции РСОКО

Тип показателя

Содержание показателя

 

Общесистемные показатели

Полнота создаваемых контрольных измерительных материалов по уровням и ступеням образования

 

 

Интегрированный объем банков стандартизованных контрольных измерительных материалов

 

 

Количество участников испытаний, проводящихся в рамках СОКО РО

 

 

Объем бюджетных и привлеченных средств, направляемых на создание и функционирование СОКО РО

 

Прирост количества внешних организаций, участвующих в процедурах независимой оценки качества образования

 

Инфраструктурные показатели

Количество центров оценки и признания квалификаций, созданных при ведущей роли ассоциаций работодателей

 

 

Наличие банков данных о качестве образования, созданных в муниципалитетах в соответствии со стандартами системы оценки качества образования

 

Количество обращений внешних пользователей к ресурсам СОКО РО

 

 

Количество аккредитованных экспертно – аналитических структур (экспертов и экспертных организаций) в системе СОКО РО

 

Доступность ресурсов СОКО РО для внешних пользователей

 

Количество специалистов, получивших квалификацию и допуск к работе в системе СОКО РО

Операциональные показатели

Количество муниципалитетов, образовавших государственно-общественные органы координации деятельности системы оценки качества образования

 

Количество позиций региональной программы, реализации концепции СОКО РО, выполненных в установленные сроки

 

Количество муниципалитетов, принявших планы создания муниципальных систем оценки качества образования в соответствии с Концепцией СОКО РО

XIII. Принятие управленческих решений на основании информации о качестве образования       

Виды решений, принимаемых потребителями услуг СОКО РО на основе информации о качестве образования, дифференцируется на 3 группы:

- организационно-управленческие решения, связанные с развитием образовательной системы, размещением регионального и муниципального заказа на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное образование, отбором претендентов на вакантные рабочие места и т.д.;

- личные решения, обусловленные выбором типа и вида образовательной организации, формы получения образования, профиля на старшей ступени общего образования, уровня профессионального образования, образовательной организации, условий обучения, гарантирующих безопасность и комфортность и т.д.;

- организационно-профессиональные решения, связанные с учетом качества образования, полученного потребителем образовательных услуг на предыдущем уровне образования, с целью оптимизации процесса обучения на последующем уровне образования.

            Характер информации о качестве образования и процедурах его оценки определяется направленностью на группы потенциальных и реальных потребителей услуг СОКО РО, имеющих собственные потребности в отношении качества образования.

         Результаты деятельности СОКО РО для информационного обеспечения всех потребителей системы образования региона представляются в форме публичной отчетности: ежегодный публичный доклад о состоянии и результатах деятельности региональной системы образования; публичная отчетность органов управления образованием на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций; информационная поддержка деятельности СОКО РО (представление информации на сайтах, публикации в СМИ разовых и периодических статей, выпуск периодических справочников и т.д.)

XIV. Источники финансирования СОКО РО

Финансирование мероприятий СОКО РО осуществляется на принципах многоканальности (бюджетные источники финансирования, внебюджетные источники финансирования, целевые областные программы, гранты, конкурсы).

XV. Заключение

В представленной Концепции отражен общий подход к структуре, функциям и созданию СОКО РО. При реализации основных положений данной Концепции большое внимание должного уделяться соблюдению баланса различных заинтересованных структур в доступе к инструментам системы оценки качества образования. При этом важное значение имеет не только механизм оценки, но и влияние результатов оценки на качество образования. В этом случае система оценки качества образования станет инструментом реализации политики в области образования.